Задачи

Что такое лингвистическая задача?

Традиционно лингвистические задачи являются самодостаточными, т. е. для их решения не требуется специальных знаний; ответ может быть получен в результате анализа той информации, которая содержится в условии задачи или может быть восполнена решающим на основе его знаний родного языка. Таким образом, проверяется не уровень подготовки и лингвистических знаний школьника (этих знаний у него может и не быть), а его способность логически рассуждать и умение использовать языковую интуицию. Жанр самодостаточной лингвистической задачи впервые был представлен задачником американского лингвиста Г. Глисона, а в нашей стране — серией задач А. А. Зализняка. Широкое развитие этот жанр приобретает именно в связи с деятельностью задачной комиссии, предваряющей проведение олимпиад по лингвистике и математике. Одним из создателей этого жанра и основателей Традиционной олимпиады по лингвистике А. Н. Журинским написана книга об особенностях жанра самодостаточной лингвистической задачи — «Слово, буква, число: Обсуждение самодостаточных лингвистических задач с разбором ста образцов жанра». Список статей и книг о лингвистических задачах на Олимпиаде по лингвистике приведён в разделе «КНИГИ».

База лингвистических задач

Решая задачу, школьник в упрощённых, искусственно созданных условиях знакомится со многими элементами творческой деятельности лингвиста, открывает для себя многие лингвистические понятия и явления. Задачи на русский язык позволяют школьникам узнать что-то новое и часто неожиданное о родном языке, другие задачи знакомят с материалом различных языков мира. В задачах каждой Олимпиады используется по 15–20 различных языков. За все годы накоплены тысячи задач, содержащих материал сотен языков мира.

В задачах широко представлены самые разнообразные аспекты лингвистического знания: фонетика и графика, морфология и синтаксис, семантика и история языка; отражается связь лингвистики с математикой.

Одним из наиболее распространённых типов самодостаточных лингвистических задач является билингва. Условие такой задачи представляет собой слова или фразы незнакомого языка с переводом на какой-либо другой язык (чаще всего на русский). Решающему предлагается на основе анализа данных пар найти для контрольных слов или фраз их соответствия на другом языке. Этот тип имеет массу разновидностей: в качестве «языков» могут рассматриваться графика и фонетика одного языка; исходные соответствия могут быть не даны явным образом, а намеренно перепутаны, причём какие-то из переводов могут быть пропущены и т. п. Кроме билингв, среди лингвистических задач широко представлены задачи на дешифровку, на сравнительно-исторический анализ, на обнаружение правил построения определённых словосочетаний или выявление отношений между словами и словосочетаниями и т. п. Многие задачи настолько оригинальны, что их трудно отнести к какому-либо определённому типу.